Dragons of Yakutia
Elena Vasilyeva

If our ancestors had found dinosaur skeletons as often as mammoth remains, then, undoubtedly, the mythology of the Yakut people would have been full of images of dragons, and perhaps dragon would have become the central system-forming deity or the spirit of the earth. It is difficult to imagine a more vivid image for the lively, very plastic imagination of the Yakut storyteller than a lizard breathing with flame, shimmering with silver scales, hovering over the rocks.

The geological and climatic features of the harsh Yakut land turned out to be such that the remains of dinosaurs were hidden too deeply and were inaccessible until the 60s. The twentieth century, and the few reptiles that live on the territory of Sakha are so small and inconspicuous that over the thousand-year history of the development of the territory of Yakutia by the ancestors, there was no place for dragons in the cultural, mythological landscape of the Yakuts.
More interesting is that in the middle of the XIX century, from Chinese and Russian mythology, a character very reminiscent of a dragon seeps into the plot of the epic Olonkho: a fire-breathing, sometimes three-headed beast. According to the researchers of the epic, the characteristic dragon features in the later plots of Olonkho are endowed with the spirit of fire that lived in the lower world - Uot Sagata Mogoi, as well as one of the hypostases of Uot usutaaki, the son of the ruler of the lower world Arsan Duolai.
Karamzin V. S. Koryakin I. D. Sivtsev E. S. Epic Hero Uot-Usutaaki. 1973. Paper, gouache, tempera

Karamzin V. S. Koryakin I. D. Sivtsev E. S. Abaasy uola Ayyy kyyhyn uorout. 1973. Paper, gouache
Uot usutaakiis described in exceptional detail in the Yakut heroic epic olonkho "Nyurgun Bootur the Swift" by Platon Oyunsky translated by Vladimir Derzhavin. Judging by the description, it is a gigantic fiery serpent with three heads, with a green fire flashing in his body, with a seven-pronged forked tongue and a forked fiery tail. At the moment of the fight with the main character, he wraps thick rings around him, which definitely indicates the serpentine shape of his body. However, the true appearance of the "werewolf of the underground forces", "lord of the underground abysses" and "arctic sea" Uot Usutaakiis different. According to the text of the epic, he is more anthropomorphic, consisting "entirely of iron", one-eyed, one-legged, one-armed, spewing columns of fire.


In the collection of the National Art Museum of the Sakha Republic, you can find magnificent graphic illustrations by Vladimir Karamzin and Elley Sivtsev, which show the main dragon features of Uot Usutaakiand both of his hypostases. In later works devoted to the epic, in the paintings of Timofey Stepanov, one can notice the image of a three-headed dragon and, what is especially interesting, an abundance of creatures resembling salamanders, ancient lizards, such as they were depicted in early scientific illustrations of dinosaurs.
Stepanov T. A. Nyurgun Bootur The Swift From the Yakut Heroic Epic Olonkho series. 1978-79. Oil on canvas

Stepanov T. A. The Lower World. From the Yakut heroic epic Olonkho series.1980. Oil on canvas

Karamzin V. S. Koryakin I. D. Sivtsev E. S. Kyskyidaan-Kuo. 1973. Paper, gouache, tempera
The theme of the olonkho epic penetrates more and more often into research projects, at first glance, quite far from ethnography and cultural studies. In this case, the images of dragons from the Yakut epic become the heroes of the wonderful film "My Personal Dragon" about a major Russian-German paleontological discovery based on the finding of Soviet geologists. Released in the summer of 2021, the films, in which the ancient history of the earth and the myths of the Yakut people are closely intertwined, were shot by producer and director Mila Kudryashova, interested in the topic of Yakut dinosaurs, at the expense of the Presidential Grants Fund. The documentary film "My Personal Dragon" was created within the framework of a large international research project "Dinosaurs of Permafrost" which, in fact, is unique in terms of creating new meanings of the territory. The main impetus for the development of the project was the activity of paleontologists from St. Petersburg State University together with the University of Bonn, who in the period from 2017 to 2019 conducted three expeditions in Suntarsky district. The location of Teette became the very "entrance" to the underground world, to the deepest ancient history of the Yakut land, since the remains found belong to the Early Cretaceous period, which is 125-145 million years ago.

This story could have turned out to be of an exclusively academic nature, if not for a number of exceptionally expressive features. In 2002, Pyotr Kolosov, Doctor of Geological Sciences, chief researcher of the Institute of Diamond and Precious Metals Geology of the SB RAS, became interested in archival documents (reports of geologists of 40 years ago), he manages to organize 12 expeditions, dig up significant paleontological material preserved for many years by geologists, together with schoolchildren from the village of Horo. This may seem somewhat sentimental, but how can it not inspire the idea that the first expeditions, the first finds and discoveries, such as the remains of the stegosaurus skeleton, belong to Yakut children? It should be noted that back in 2010, a documentary film was made about the findings of Pyotr Nikolaevich and schoolchildren from Horo for the television series "Time Keepers" of the Sakha National Television Company. Producer and author of the film Daria Ermolaeva subsequently became one of the most important team members of the project "Dinosaurs of Permafrost".

Another interesting point is the very process of penetration into the bowels of the earth, it's like overcoming the fears preserved in the collective memory of Sakha. In the legends of Olonkho, the inhabitants of the lower world of Abaasy penetrate into the middle world through the roots of the world tree - the giant larch Aal-luk mas, and a special sign of the area of the valley of the Teette river in the reports of Soviet geologists is this tree, "a large larch with a spherical crown."

In the context of the main idea and mission of the project "Dinosaurs of Permafrost" in the film "My Personal Dragon", reality and myth came together as naturally and incredibly as a valley with dinosaurs buried under a sacred tree. Director Mila Kudryashova, having decided to go beyond the boundaries of the documentary format, reveals to the viewer the second storyline associated with her author's reading of the legend of the dragon who hid the Yakut Kuo (beauty) bride of the hero in the rocks above the Great River (Lena Pillars Nature Park). The legend of the dragon on the Lena Pillars and his battle with the hero can be a vivid example of a modern myth-making, it has been reproduced for decades by the guides of the natural park. However, the director's vision directs the viewer to the idea of finding himself, his inner personal dragons, and in many ways this story is not really about confrontation with them.


Each character of the film, one way or another, is connected with each other by this search and builds his very personal relationship with the sacred meanings of the Yakut land. The main character of the film, Doctor of Biological Sciences, associate professor of St. Petersburg State University, paleobiologist Pavel Skuchas, who went with his team on an expedition to the location, talks about his experience of "living" a place, dreams and a special attitude to Teette, despite, of course, absolutely scientific optics.
Pavel Petrovich's team owns a number of discoveries related to Teette. A group of researchers described a new genus and species of an ancient primitive salamander more than 120 million years old – it was given the name Kulgeriherpeton ultimum, formed from the Yakut word "kulgeri" (lizard, salamander) and the ancient Greek "ρρπετνν" (reptile), and ultimum, in Latin means "last". In one of the scientific and educational video lectures, Skuchas makes an interesting analysis of the hypothetical connections between dinosaurs and dragons. It is the salamanders that are most often reminded of the dragons in the paintings of Timofey Stepanov, although of course the scientific approach makes it very accessible to justify the impossibility of the existence of dragons and how they would look if they did exist. Take at least the fact that reptiles in the sharply continental climate described in olonkho should have a wool or feather cover, a protective fat layer. But if we remember ourselves in childhood and turn to the logic of the child, then it is very easy to imagine the reason for the lack of wool, feathers or fat layer in dragons. Every child immediately argues this by the fact that dragons have a fire inside that warms them.
Illustrations by artists: Evgenia Gavrilyeva, Kydaana Ignatieva, Yulia Rozhina, Aital Vinokurov, Maria Sysolyatina, Alina Petrova, Ruslan Anisimov.
In this childlike spontaneity and vividness of perception, perhaps, lies the secret of the variety of transforming and absolutely fantastic images in olonkho. Another project related to the film was addressed to this feature of thinking – a contest to find an artistic image of the Yakut Dragon. The contest "My Personal Dragon" was held by the partner of the project "Dinosaurs of Permafrost" by the Museum of Music and Folklore of Yakutsk under the leadership of Director Maria Kornilova. In the works of the finalists of the competition, one can trace, in addition to traditional stereotypical features borrowed from European and Eastern culture, interesting visualization techniques based on adaptation to the "habitat", in terms of climatic features and national tradition. It is characteristic that mostly the contestants presented images of snow and ice dragons, and even in the image of the water dragon Kydaana Ignatieva there are references to the lord of the "Arctic sea". Other authors have tried to capture the Yakut authenticity in the image of dragons: lizards, bending in the form of a lyre-shaped ornament, and dragons in whose facial expressions the elusive Yakut dragon essence was captured - cunning, impudence, complacency and rude charisma.

Website of the project "Dinosaurs of permafrost"

Virtual exhibition My Personal Dragon

Драконы Якутии
Елена Васильева

Изображение CG-художника Николая Мочкина

Если бы предки народа саха находили скелеты динозавров так же часто, как и останки мамонтов, то, несомненно, мифология якутского народа была бы полна образами драконов, и, возможно, дракон стал бы центральным системообразующим божеством или духом земли.

Геологические и климатические особенности суровой якутской земли оказались таковы, что останки динозавров были скрыты слишком глубоко и были недоступны до 60 гг. ХХ века, а те немногие пресмыкающиеся, которые обитают на территории Саха, настолько малы и неприметны, что за тысячелетнюю историю освоения предками территории Якутии в культурном, мифологическом ландшафте якутов не нашлось места драконам.

Тем интереснее то, что в середине XIX века из китайской и русской мифологии в сюжет эпоса Олонхо просачивается персонаж, очень напоминающий дракона: дышащий огнем, временами трехглавый зверь. Согласно мнению исследователей эпоса, характерными драконьими чертами в поздних сюжетах олонхо наделены дух огня, обитавший в нижнем мире, — Уот сагата Могой, а также одна из ипостасей Уот Усутаакы, сына владыки нижнего мира Арсан Дуолай.
В.С. Карамзин, И.Д. Корякин, Э.С. Сивцев. Богатырь Уот Усутаакы. Иллюстрация к героическому эпосу олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». 1973. Бумага, гуашь, темпера

В.С. Карамзин, И.Д. Корякин, Э.С. Сивцев. Абааhы уола Айыы кыыhын уоруут. Иллюстрация к героическому эпосу олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». 1973. Бумага, гуашь
Уот Усутаакы исключительно подробно описан в якутском героическом эпосе олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» Платона Ойунского в переводе Владимира Державина. Судя по описанию, это исполинский огненный змей с тремя головами, в туловище которого вспыхивает зеленый огонь, с семисаженным раздвоенным языком и раздвоенным огненным хвостом. В момент схватки с главным героем он обвивает его толстыми кольцами, что определенно указывает на змеиную форму его тела. Однако истинный вид «оборотня подземных сил», «владыки подземных бездн» и «ледовитого моря» Уот Усутаакы иной. Согласно тексту эпоса, он более антропоморфный, состоящий «целиком из железа», одноглазый, одноногий, однорукий, изрыгающий столбы огня.

В собрании Национального художественного музея Республики Саха можно отыскать великолепные графические иллюстрации Владимира Карамзина и Эллэя Сивцева, в которых отображены основные драконьи черты Уот Усутаакы и обе его ипостаси. А в более поздних произведениях, посвященных эпосу, в картинах Тимофея Степанова можно заметить образ трехглавого дракона и, что особенно интересно, обилие существ, напоминающих саламандр, древних ящеров, такими, какими их изображали в ранних научных иллюстрациях динозавров.
Т.А. Степанов. Нюргун Боотур Стремительный. Из серии «Якутский героический эпос олонхо».1978-1979 гг. Холст, масло

Т.А. Степанов. Нижний мир. Из серии «Якутский героический эпос олонхо». 1980 г. Холст, масло

В.С. Карамзин, И.Д. Корякин, Э.С. Сивцев. Кыскыйдаан Куо. Иллюстрация к героическому эпосу олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». 1973. Бумага, гуашь, темпера
Якутские драконы — явление, не нашедшее пока яркого выражения в виде устойчивого образа, возможно, в силу отрицательного свойства персонажа и неочевидности происхождения. Зато динозавры прокладывают себе дорогу с невозмутимостью неоспоримого факта. И местность, где были найдены самые древние останки самых северных завроподов, настолько совпадет с описанием Срединного мира, того самого сакрального ландшафта знакомого с детства, что долину реки Тээттэ близ села Хоро в Сунтарском улусе (но на самом деле в 100 км непроходимой тайги) можно назвать воплощенной в реальности моделью мира предков современных якутов.

Тема эпоса олонхо проникает все чаще в научно-исследовательские проекты, на первый взгляд, совсем далекие от этнографии и культурологи. В данном случае образы драконов из якутского эпоса становятся героями замечательного фильма «Мой личный дракон» о крупном российско-германском палеонтологическом открытии, основанном на находке советских геологов. Вышедший на экраны летом 2021 года фильм, в котором тесным образом переплетены древняя история земли и мифы якутского народа, был снят заинтересованной темой якутских динозавров продюсером и режиссером Милой Кудряшовой на средства Фонда президентских грантов. Документальный фильм «Мой личный дракон» создавался в рамках крупного межнационального исследовательского проекта «Динозавры вечной мерзлоты», который по сути является уникальным в плане создания новых смыслов территории. Основным импульсом для развития проекта стала деятельность палеонтологов из Санкт-Петербургского государственного университета совместно с Боннским университетом, которые в период с 2017 по 2019 г. провели три экспедиции в Сунтарском улусе. Местонахождение Тээттэ стало тем самым «входом» в подземный мир, в глубинную древнейшую историю якутской земли, так как найденные останки принадлежат к раннемеловому периоду, а это 125–145 миллионов лет тому назад.

Эта история могла бы получиться исключительно академического характера, если бы не ряд выразительных особенностей. В 2002 году архивными документами (отчетами геологов 40-летней давности) заинтересовался доктор геологических наук, главный научный сотрудник Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН Петр Николаевич Колосов, ему удается организовать 12 экспедиций, откопать значительный палеонтологический материал, законсервированный на долгие годы геологами, вместе со школьниками из села Хоро. Это может показаться несколько сентиментальным, но как может не вдохновлять мысль о том, что первые экспедиции, первые находки и открытия, такие как останки скелета стегозавра, принадлежат якутским детям? Надо отметить то, что еще в 2010 году о находках Петра Николаевича и школьников из Хоро для телевизионного цикла «Хранители времени» НВК «Саха» был снят документальный фильм. Продюсер и автор фильма Дарья Ермолаева впоследствии стала одним из важнейших членов команды проекта «Динозавры вечной мерзлоты».

Еще одним интересным моментом является сам процесс проникновения в недра земли, это словно преодоление страхов сохранившихся в коллективной памяти саха. В сказаниях олонхо обитатели Нижнего мира абаасы проникают в Срединный мир через корни мирового древа — гигантской лиственницы Аал Луук мас, а особенной приметой местности долины речки Тээттэ в отчетах советских геологов является именно это дерево, «большая лиственница с шаровидной кроной».

В контексте основной мысли и миссии проекта «Динозавры вечной мерзлоты» в фильме «Мой личный дракон» реальность и миф сошлись так же естественно и невероятно, как долина с погребенными под священным деревом динозаврами. Режиссер Мила Кудряшова, решив выйти за границы документального формата, раскрывает перед зрителем вторую сюжетную линию, связанную с ее авторским прочтением легенды о драконе, прятавшем якутскую Куо (красавицу), невесту богатыря, в скалах над Великой рекой (Природный парк Ленские столбы). Легенда о драконе на Ленских столбах и его битве с богатырем может быть ярким примером современного мифотворчества, она воспроизводится уже не одно десятилетие гидами природного парка. Однако видение режиссера направляет зрителя к идее поиска себя, своих внутренних личных драконов и во многом эта история не совсем о противоборстве с ними.

Каждый персонаж фильма так или иначе связан друг с другом именно этим поиском и выстраивает свои очень личные отношения с сакральными смыслами якутской земли. Главный герой фильма, доктор биологических наук, доцент СПбГУ, палеобиолог Павел Скучас, выезжавший со своей командой в экспедицию на местонахождение, говорит о своем опыте «проживания» места, сновидениях и особом отношении к Тээттэ, несмотря, конечно же, на абсолютно научную оптику.
Команде Павла Петровича принадлежит ряд открытий, связанных с Тээттэ. Группа исследователей описала новый род и вид древней примитивной саламандры возрастом более 120 миллионов лет — ей дали имя Kulgeriherpeton ultimum, образованное от якутского слова «күлгэри» (ящерица, саламандра) и древнегреческого «ἑρπετόν» (пресмыкающееся), а ultimum на латыни означает «последний». В одной из научно-просветительских видео-лекций Скучас делает интересный разбор гипотетических связей между динозаврами и драконами. Именно саламандры чаще всего напоминают драконы на картинах Тимофея Степанова, хотя, конечно, научный подход позволяет очень доступно обосновать невозможность существования драконов и то, как они должны были бы выглядеть, если бы все же существовали. Взять хотя бы тот факт, что пресмыкающиеся в условиях резко континентального климата, описываемого в олонхо, должны иметь шерстяной или перьевой покров, защитную жировую прослойку. Но если вспомнить нас самих в детстве и обратиться к логике ребенка, то можно очень просто представить причину отсутствия шерстяного покрова, перьев или жировой прослойки у драконов. Каждый ребенок сразу аргументирует это тем фактом, что внутри у драконов есть огонь, который их и согревает.
Иллюстрации художников: Евгении Гаврильевой, Кыдааны Игнатьевой, Юлии Рожиной, Айтала Винокурова, Марии Сысолятиной, Алины Петровой, Руслана Анисимова
В этой детской непосредственности и живости восприятия, возможно, находится секрет многообразия трансформирующихся и совершенно фантастических образов в олонхо. К этой особенности мышления был адресован еще один проект, связанный с фильмом, — конкурс поиска художественного образа якутского Дракона. Конкурс «Мой личный дракон» проводился партнером проекта «Динозавры вечной мерзлоты» Музеем музыки и фольклора Якутска под руководством директора Марии Корниловой. В работах финалистов конкурса можно проследить, помимо традиционных заимствованных из европейской и восточной культуры стереотипных черт, интересные приемы визуализации, основанной на адаптации к «ареалу обитания», в плане климатических особенностей и национальной традиции. Характерно то, что в основном участники конкурса представили образы снежных и ледяных драконов, а даже в изображении водного дракона Кыдааны Игнатьевой находятся отсылки к повелителю «ледовитого моря». Другие авторы попытались ухватить в образе драконов якутскую аутентику: ящеры, изгибающиеся в виде лировидного орнамента, и драконы, в мимике которых оказалась схвачена неуловимая якутская драконья сущность — хитрость, нахальство, самодовольство и грубоватая харизма.


Сайт проекта «Динозавры вечной мерзлоты»

Виртуальная выставка «Мой личный дракон»

Документальный фильм Дарьи Ермолаевой «Динозавры Якутии» из цикла «Хранители времени» «НВК Саха».