Images of the Yakut graphic school and why they should be studied in the era of overproduction of digital images
Alexandra Generalova
In the 50-60s of the XX century, printed graphics experienced, perhaps, the strongest rise in the history of Soviet art. Independent graphic schools appeared in the national republics, including Yakutia. Today, young artists are looking for ways to actualize the Yakut graphic heritage: they literally take it out of their grandmother's closets and transfer it to social networks. This is not source studies, but a desire to give contemporary artists unexpected "references", different from the Instagram feed.
Youth of the North: Merch and Grandma's Bookshelf
Alexander Innokentiev illustrates the album covers of Yakut punk bands, draws posters for the band Sonic Death and bombards graffiti on the streets of Yakutsk. For six years, Alexander studied at the St. Petersburg Stieglitz Academy as a computer graphics and animation artist, and then returned home to Yakutia. In his works, the influence of the classical school of drawing, anime, black metal aesthetics and Soviet graphics of the 60s can be traced.
Alexander Innokentiev. Poster for the short film "Aital", 2020
The last topic is dedicated to one of the projects in which he is involved — the instagram book_graphics_of_yakutia. Alexander conducts micro-media about Yakut book illustrations of the Soviet era together with his girlfriend Anya Byastinova. Her grandmother's bookcase is an endless source of material for Instagram. "Anya's family are representatives of the Yakut intelligentsia, and a huge library has gradually accumulated in their house. What we have posted is the hundredth part. It was interesting for me to fix this phenomenon, to be inspired by something, and to adopt something," says Alexander. Another blog about Yakut art, that Innokentiev is related to is the Yakut Paintings group on Vkontakte and the Tumblr group of the same name. In addition to painting, there is a significant collection of prints from the 50s and 70s. This blog was invented and filled by musician Anatoly Chiryaev until 2017. Innokentiev took up the initiative in 2019.
For the Yakut punk label "Yunost Severa" (Youth of the North) Alexander drew a merch that can be mistaken for a linocut from some Soviet novel about youth (however, the Republican children's newspaper of the same name "Yunost Severa” still exists today). In fact, the "tube" analog noise in the picture was created in Photoshop. Alexander was engaged in etching and still periodically makes linocuts, but most often processes his drawings in graphic editors.
Alexander Innokentiev. "View from the window of the disappearing Pledge", linocut, 2020

"I feel the generation gap. In the 50-70s, linocut was a relevant and economical technical solution for the book industry. The technique influenced the visual language: the artists of that time produced monumental, integral figures. Now plastic solutions typical of printed graphics are reproduced in Photoshop."

The merch "Youth of the North" echoes the linocut "Listen to the World" (1965) from the series "My North" by the artist Afanasy Munkhalov, one of the remarkable masters who brought Yakutia's graphics to the international arena in the 1960s. The artist spied the plot for this sheet during a trip across the tundra as part of a project of the Scientific Research Institute of Language and Culture of the YASSR.
Traveling through Srednekolymsky ulus, Munkhalov made sketches from the costumes of local peoples. Together with the art critic Innokenty Potapov, the artist stayed in the yurt of the newlyweds. In the evenings, the couple listened to the radio and one day Munkhalov said: "Oh, they are listening to the world." They listen to the world, but soon the world will see them.
The boom of graphics and the birth of the national scene
It is believed that the Yakut graphic culture began to take shape in 1956, when the artist Elley Sivtsev returned to the republic after the Surikov Institute. In Moscow, he studied in the workshop of Evgeny Kibrik, a student of Pyotr Filonov and illustrator of books by Alexander Pushkin, Yuri Tynyanov, Romain Rolland.
Almost all the heroes of the Yakut art scene of the 60s studied at Surikov - Afanasy Munkhalov, Valerian Vasiliev, Lavrenty Neofitov.

In the 60s of the XX century, printed graphics experienced the peak of popularity in the USSR. The process took over the whole country, and national graphic schools began to form in Yakutia, Khakassia, Buryatia, in the northern regions - those that are commonly called the "Russian North".

In the print, the artists had the opportunity to speak in a low voice about intimate everyday life, which consists not only of labor feats. Although, even purely socialist and revolutionary subjects acquired a human dimension precisely in graphic sheets, and not in easel painting of the "harsh style".

Soviet Yakut graphics - what kind of phenomenon was it? The documentary "The Schedule of Valerian Vasiliev" by Ivan Barkov and Elena Vasilyeva, which was released in 2016, tells about it in the most accessible way.

The story of Valerian Vasiliev is very similar to the story of contemporary young Yakut artists. Architect Yuri Kholmogorov says in the film: "It was a completely different time. There was a need to get out of a small town into that big world." Vasiliev studied at the Stroganov School as a furniture artist, and in his spare time he traveled to Leningrad, the Baltic States and even Prague, where he made many architectural sketches. The range of the artist's aesthetic interests included both Mexican contemporary art and the graphics of Swiss Hans Ernie, who was close to surrealism.
Vasiliev V.R. "Worker" Linocut. 1965
Vasiliev V.R. "Light" 1965.
After studying in Moscow, Vasiliev returns to Yakutsk, but instead of working in furniture production, he decides to devote himself to graphics. Moreover, the hand was already stuffed after the student's practice with a tree. "He was a designer and knew the material — this gave him a big head start compared to academic painters. They, as they would say now, did not own new technologies," the architect Kholmogorov explains in the film. For Yakut artists, linocut was also a return to the practices of folk craftsmen - wood and bone carvers.

In Valerian Vasiliev's series "Old Yakut Masters", the central place is occupied by a sheet of "Sardaana" depicting a carver of choron vessels for kumis. In his left hand, the master holds a sardaana flower - a kind of Daurian lily that grows in Yakutia and is a symbol of happiness. "The master loved and knew his nature. It helped him to be an artist," Vasiliev himself wrote about this engraving.
Over the years of living at a distance from his nature, the artist has acquired his own graphic language, and with it a new look at his culture.
Vasiliev V.R. "Sardaana" Linocut. 1967.
Alexander Innokentiev tells about the same thing. "After I entered the Stieglitz Academy, I looked at the Yakut culture from the outside. When you live there, you are part of the context and take everything for granted. It was in St. Petersburg that I began to be inspired by the Yakut nature, images from mythology and everyday life. Nostalgia greatly influences inspiration — images smooth out, progress and become more expressive. A very specific and interesting situation has developed in Yakutia: traditional beliefs, animism, Christianity and Soviet heritage have mixed up. A super unusual thing is to go to the forest and feed the spirits of the forest."

The appeal to folklore for a modern artist (and the Yakut graphics of the 60s were precisely modern artists) is thin ice. The image should be visually fresh, while preserving the symbolic complexity of the plots of the folk epic. Before proceeding to the series about Olonkho, Valerian Vasiliev studies the volume "The Art of the West and the East" by the American researcher B. Rowland Jr.
He synthesizes the techniques of oriental art of the past and his own style.
Vasiliev's graphic images end up on the covers of a series of records by Olonkho company "Melody".

Sometimes references to Olonkho are not noticeable at first glance, because the work does not illustrate the epic, but weaves its elements into the picture of everyday life. For example, in the graphic sheet "Happiness" by Afanasy Munkhalov, the tree seems to be a reference to the great tree of life Aal Luuk Mas, connecting all three worlds of Olonkho: Upper, Middle and Lower.
Afanasy Munkhalov. "Happiness". 1969
Karamzin V.S. "Soldier of the Civil War" Linocut. 1967
Shepard Fairey, Obey Giant Posters
In V. Karamzin's linocut "A Soldier of the Civil War" - a Red Army soldier turns into a hero of the Yakut folk epic. And not only Yakut. The profile of the soldier resembles the "faces" of the stone monolithic statues of Moai from Easter Island. In modern art, perhaps the most famous work in this aesthetic is Shepard Fairey's street art campaign called Obey Giant with a stencil image of a French wrestler. If you remove the budenovka from the head of the soldier Karamzin, and the flag from his hands— it will be difficult to understand when, by whom and where this work was done.
Printed graphics in the era of overproduction of digital images
The place of young artists' graphics in the modern Russian art market is quite clearly defined. Graphics are needed as an "entry point" into collecting for those who are willing to spend a very small amount on a sheet, sometimes only 5-10 thousand rubles. ​​As the main medium, printed graphics are practically not chosen even by graduates of graphic faculties of art academies. The print language, which was modern 60 years ago, is now perceived as archaic.

"It seems to me that now the art of printed graphics is not popular. Young authors are more interested in digital, because the audience coverage is huge: you can get orders from advertising, game development. Many artists illustrating books now are inspired by digital art or anime. The illustrations themselves are mostly created immediately in graphic editors, so we see Photoshop brush strokes. In digital, the artist has no limitations of tools and materials: it is very attractive. A designer goes to behance, looks for similar successful projects and gets into a vicious circle: people from the same industry are inspired by each other," says Alexander Innokentiev.

In Soviet times, when books were published in millions of copies, graphics were truly a mass art. Now, Instagram, Twitter or NFT marketplaces can only be compared with this phenomenon — that's where digital artists find their audience. Oversaturation of artistic images in social networks has the opposite effect: the indistinguishable art of "bold glossy 3D" falls into the zone of banner blindness in the viewer.

"The artist is most influenced by watching. It turns out that digital artists look only at digital artists, and Soviet graphics and design do not fall into their field of view. If someone works with the aesthetics of the linocut of the 60s, then I perceive it rather as a tribute to the past. The thing is that there is no rethinking - just copying the effects by digital means."

We search for fresh images, wandering on the Internet, but more often we find what we have already seen.
Therefore, the linocut "Evil" by Afanasy Munkhalov, which contains all the most popular media images of death, seems to be in tune with time no less than the collages of the world's most expensive digital artist Bipla (Mike Winkelman), who creates comic and phantasmagoric works devoted to topical political and social topics and using references to pop culture phenomena.
Afanasy Munkhalov. "Evil", 1966

Note: you can learn about some graphic works from the collection of the Art Museum of the Sakha Republic in an interactive form on a virtual tour of the exhibition "Art of Yakutia".

Образы якутской графической школы и почему их стоит изучать в эпоху перепроизводства цифровых образов
Александра Генералова
В 50–60-е годы XX века печатная графика переживала, пожалуй, самый сильный подъем в истории советского искусства. Самостоятельные графические школы появлялись в национальных республиках, в том числе в Якутии. Сегодня молодые художники ищут способы актуализировать якутское графическое наследие: буквально достают его из бабушкиных шкафов и переносят в социальные сети. Это не источниковедение, а желание дать современным художникам неожиданные «референсы», отличные от ленты инстаграма.
Юность Севера: мерч и бабушкина книжная полка
Александр Иннокентьев иллюстрирует обложки альбомов якутских панк-групп, рисует постеры для группы Sonic Death и бомбит граффити на улицах Якутска. Шесть лет Александр учился в петербургской Академии Штиглица на художника компьютерной графики и анимации, а затем вернулся домой в Якутию. В его работах считывается влияние классической школы рисунка, аниме, эстетики блэк-метала и советской графики 60-х.
Александр Иннокентьев. Афиша к короткометражному фильму «Айтал», 2020 год
Последней теме посвящен один из проектов, в котором он задействован, — инстаграм book_graphics_of_yakutia. Микро-медиа о якутских книжных иллюстрациях советского времени Александр ведет вместе с подругой Аней Бястиновой. Книжный шкаф ее бабушки — бесконечный источник материала для инстаграма. «Анина семья — представители якутской интеллигенции, в их доме постепенно накопилась огромная библиотека. То, что мы выложили — это сотая часть. Мне было интересно зафиксировать это явление, чем-то вдохновиться, а что-то перенять», — рассказывает Александр. Еще один блог о якутском искусстве, к которому имеет отношение Иннокентьев — группа «Якутские картины» во Вконтакте и одноименный Tumblr. Помимо живописи, там представлена значительная коллекция эстампа 50–70-х годов. Этот блог придумал и до 2017 года наполнял музыкант Анатолий Чиряев. Инициативу в 2019 году подхватил Иннокентьев.
Для якутского панк-лейбла «Юность Севера» Александр нарисовал мерч, который можно принять за линогравюру из какого-нибудь советского романа о юношестве (впрочем, одноименная республиканская детская газета «Юность Севера» существует и сейчас). На самом деле «ламповый» аналоговый шум на картинке создан в Photoshop. Александр занимался офортом и до сих пор периодически делает линогравюры, но чаще всего обрабатывает свои рисунки в графических редакторах.
Александр Иннокентьев. «Вид из окна исчезающего Залога», линогравюра, 2020 год

«Я чувствую разрыв поколений. В 50–70-е годы линогравюра была актуальным и экономичным техническим решением для книжной индустрии. Техника влияла на визуальный язык: у художников того времени получались монументальные, цельные фигуры. Сейчас пластические решения, характерные для печатной графики, воспроизводятся в Photoshop».

Мерч «Юности Севера» перекликается линогравюрой «Слушают мир» (1965 год) из серии «Мой Север» художника Афанасия Мунхалова, одного из замечательных мастеров, кто вывел в 1960-е годы графику Якутии на международную арену. Сюжет для этого листа художник подсмотрел во время поездки по тундре в рамках проекта научно-исследовательского Института языка и культуры ЯАССР. Путешествуя по Среднеколымскому улусу, Мунхалов делал зарисовки с костюмов местных народов. Вместе с искусствоведом Иннокентием Потаповым художник остановился в юрте молодоженов. По вечерам пара слушала радиолу и однажды Мунхалов сказал: «О, слушают мир». Они слушают мир, но вскоре мир увидит их.
Бум графики и рождение национальной сцены
Считается, что якутская графическая культура начала складываться в 1956 году, когда в республику после Суриковского института вернулся художник Эллей Сивцев. В Москве он занимался в мастерской Евгения Кибрика — ученика Петра Филонова и иллюстратора книг Александра Пушкина, Юрия Тынянова, Ромена Роллана.
В Суриковском учились почти все герои якутской арт-сцены 60-х — Афанасий Мунхалов, Валериан Васильев, Лаврентий Неофитов.

В 60-е годы XX века печатная графика переживала пик популярности в СССР. Процесс захватил всю страну, и национальные графические школы стали формироваться в Якутии, Хакасии, Бурятии, в северных областях — тех, что принято называть «Русским Севером».

В эстампе художники имели возможность говорить тихим голосом о интимном, бытовом — повседневной жизни, которая состоит не только из трудовых подвигов. Хотя, даже сугубо социалистические и революционные сюжеты приобретали человеческое измерение именно в графических листах, а не в станковой живописи «сурового стиля».

Советская якутская графика — что это было за явление? Доступнее всего о нем рассказывает документальный фильм «График Валериан Васильев» Ивана Баркова и Елены Васильевой, который вышел в 2016 году.

История Валериана Васильева очень похожа на историю современных молодых якутских художников. Архитектор Юрий Холмогоров рассказывает в фильме: «Это было совсем другое время. Была потребность выйти из маленького города в тот, большой мир». Васильев учился в Строгановском училище на художника мебели, а в свободное время ездил в Ленинград, Прибалтику и даже Прагу, где сделал много архитектурных зарисовок. Диапазон эстетических интересов художника включал как мексиканское современное искусство, так и графику швейцарца Ганса Эрни, близкого к сюрреализму.
Васильев В.Р. «Труженик» Линогравюра. 1965 год.
Васильев В.Р. «Свет» 1965 год.
После учебы в Москве Васильев возвращается в Якутск, но вместо работы на мебельном производстве решает посвятить себя графике. Тем более что рука уже была набита после студенческой практики с деревом. «Он был дизайнером и знал материал — это дало ему большую фору по сравнению с академическими художниками живописцами. Они, как сейчас бы сказали — не владели новыми технологиями», — объясняет в фильме в фильме архитектор Холмогоров. Для якутских художников линогравюра была еще и возвращением к практикам народных мастеров — резчиков по дереву и кости.

В серии Валериана Васильева «Старые якутские мастера» центральное место занимает лист «Сардаана», изображающий резчика чоронов — сосудов для кумыса. В левой руке мастер держит цветок сардаана — разновидности даурской лилии, которая растет в Якутии и является символом счастья. «Мастер любил и знал свою природу. Она помогала ему быть художником», — писал сам Васильев об этой гравюре. За годы жизни на расстоянии от своей природы, художник приобрел собственный графический язык, а с ним и новый взгляд на свою культуру.
Васильев В.Р. «Сардаана» Линогравюра. 1967.
Примерно о том же рассказывает Александр Иннокентьев. «После того как поступил в Академию Штиглица, со стороны посмотрел на якутскую культуру. Когда ты живешь там, ты — часть контекста и воспринимаешь все как данность. Именно в Петербурге я начал вдохновляться якутской природой, образами из мифологии и повседневной жизни. Ностальгия очень сильно влияет на вдохновение — образы сглаживаются, прогрессируют и становятся выразительнее. В Якутии сложилась очень специфическая и интересная ситуация: перемешались традиционные верования, анимизм, христианство и советское наследие. Суперобычная вещь — пойти в лес и покормить духов леса».

Обращение к фольклору для современного художника (а якутские графики 60-х были именно современными художниками) — это тонкий лёд. Изображение должно быть визуально свежим, при этом сохранить символическую сложность сюжетов народного эпоса. Прежде чем приступить к серии об Олонхо, Валериан Васильев изучает том «Искусство Запада и Востока» американского исследователя Б. Роуленда-младшего. Он синтезирует приемы восточного искусства прошлого и свой собственный стиль.
Графические образы Васильева в итоге оказываются на обложках серии пластинок по Олонхо фирмы «Мелодия».

Иногда отсылки к Олонхо не заметны с первого взгляда, потому что работа не иллюстрирует эпос, но вплетает его элементы в картину повседневности. Например, в графическом листе «Счастье» Афанасия Мунхалова дерево кажется отсылкой к великому древу жизни Аал Луук Мас, соединяющему все три мира Олонхо: Верхний, Средний и Нижний.
Афанасий Мунхалов. Счастье, 1969 год.
Карамзин В.С. «Солдат гражданской войны» Линогравюра. 1967
Шепард Фейри, Постеры Obey Giant
В линогравюре В. Карамзина «Солдат гражданской войны» — красноармеец превращается героя народного якутского эпоса. И не только якутского. Профиль солдата напоминает «лица» каменных монолитных статуй моаи с острова Пасхи. В современном искусстве, пожалуй, самая известная работа в этой эстетике — стрит-арт-кампания Шепарда Фейри под названием Obey Giant с трафаретным изображением французского рестлера. Если убрать с головы солдата Карамзина будёновку, а из рук флаг — будет сложно понять, когда, кем и где сделана эта работа.
Печатная графика в эпоху перепроизводства цифровых образов
Место графики молодых художников на современном российском арт-рынке определено довольно чётко. Графика нужна как «точка входа» в коллекционирование для тех, кто готов потратить на лист совсем небольшую сумму, иногда всего 5–10 тысяч рублей. ​​Как основной медиум печатную графику практически не выбирают даже выпускники графических факультетов художественных академий. Язык эстампа, который был современным 60 лет назад, сейчас воспринимается архаичным.

«Мне кажется, что сейчас искусство печатной графики не популярно. Молодым авторам интереснее диджитал, потому что охват аудитории огромный: можно получать заказы из рекламы, геймдева. Многие художники, иллюстрирующие книги сейчас, вдохновляются цифровым искусством или аниме. Сами иллюстрации в основном создаются сразу в графических редакторах, поэтому мы видим мазки кистей Photoshop. В диджитале у художника нет ограничений инструментов и материалов: это очень привлекает. Дизайнер заходит на behance, ищет похожие успешные проекты и попадает в замкнутый круг: люди из одной индустрии вдохновляются друг другом», — рассуждает Александр Иннокентьев.

В советское время, когда книги выходили миллионными тиражами, графика была по-настоящему массовым искусством. Сейчас с этим феноменом сравнится разве что инстаграм, Твиттер или NFT-маркетплейсы — именно там находят свою аудиторию цифровые художники. Перенасыщение художественными образами в социальных сетях имеет обратный эффект: неразличимое искусство «жирного глянцевого 3D» попадает в зону баннерной слепоты у зрителя.

«На художника больше всего влияет насмотренность. Получается, что диджитал-художники смотрят только на диджитал-художников, а советская графика и дизайн не попадают в их поле зрения. Если кто-то и работает с эстетикой линогравюры 60-х, то я это воспринимаю, скорее, как дань прошлому. Все дело в том, что переосмысления не происходит — просто копирование эффектов дигитальными средствами».

Мы ищем свежие образы, блуждая по интернету, но чаще находим то, что уже видели. Поэтому линогравюра «Зло» Афанасия Мунхалова, на которой собраны все самые популярные медийные образы смерти, кажется созвучной времени не меньше, чем коллажи самого дорогого в мире цифрового художника Бипла (Майка Винкельмана), создающего комические и фантасмагорические произведения, посвящённые актуальным политическим и социальным темам и использующие отсылки к явлениям поп-культуры.
Афанасий Мунхалов. «Зло», 1966 год

Примечание: узнать о некоторых графических работах из собрания Художественного музея Республики Саха можно в интерактивной форме на виртуальной экскурсии по выставке «Искусство Якутии».