Курс лекций «Введение в пост-колониальную критику в современном искусстве»
Авторский курс Ивана Новикова, художника, куратора, преподавателя, заведующего кафедрой живописи в Институте «База», созданный специально для художников, кураторов, культурологов и исследователей современного искусства, интересующихся пост-колониальной теорией.
Достижения эпохи Нового времени сегодня являются фундаментом глобальных институтов общества и культуры. Но незаметная машинерия угнетения, на которой держится этот базис, не исчезла и поныне. Логика нашего восприятия мира не изменилась даже после конца больших нарративов. Разделения на Дикость и Цивилизацию все так же цементирует социум. Критерии успешности, стандарты красоты, идеи культурной нормы существуют как нечто обыденное. Что же может искусство противопоставить этим навязанным историей «правилам игры»? Да и возможен ли это? Как художники могут находить «территории свободы» от бесконечного культурного угнетения экзотизирующего взгляда и колониальной оптики? Как сформировалась художественная нормативность и нужно ли ей сопротивляться? Ответы на эти вопросы помогут найти критические исследования идеи колониализма в теории и практике, с которым художникам, кураторам, культурологам и исследователям современного искусства и всем интересующимся предложит познакомиться на своем авторском курсе, разработанном специально для фонда AyarKut, Иван Новиков, художник, куратор, преподаватель, заведующий кафедрой живописи в Институте «База».

Иван Новиков (р. 1990) — художник, куратор и преподаватель. Выпускник живописного факультета МГАХИ им. В. И. Сурикова, Института «База» и Манчестерского Университета. Сооснователь независимой площадки Центр «Красный» в Москве. Член редакционного совета «Художественного Журнала». Заведующий кафедрой живописи в Институте «База». Персональные выставки Новикова проходят с 2011 г. С 2008 г. его работы регулярно появляются на ведущих российских и европейских площадках в составе групповых выставочных проектов и международных биеннале. В 2015-2016 гг. дважды удостоился гранта программы поддержки молодых художников музея «Гараж», в 2017 г. гранта патронской программы фонда Cosmoscow. В 2015 и 2018 гг. стал финалистом конкурса Фонда V-A-C и Антверпенского музея современного искусства (M HKA) на приобретение работ молодых российских авторов для коллекции последнего. Номинант Премии Кандинского в категории «Молодой художник» (2015). Номинант Премии Инновация 2016 году в категории «Кураторский проект» и в 2020 году в категории «Книга года». Номинант Премии Зверева в 2020 году. Живет и работает в Москве.

16 ноября, 13.00 Мск / 15.00 Екб / 19.00 Якт

Культура Нового времени: колонии, капитализм и канон


23 ноября, 13.00 Мск / 15.00 Екб / 19.00 Якт

Ориентализм и экзотизация - Другой эпохи Модерна


30 ноября, 13.00 Мск / 15.00 Екб / 19.00 Якт

Постколониальная критика и современная культура


7 декабря, 13.00 Мск / 15.00 Екб / 19.00 Якт

Стратегии сопротивления культурным гегемониям


14 декабря, 13.00 Мск / 15.00 Екб / 19.00 Якт

Оружие слабых: ре-территориализация искусства в 21 веке

Лектор: Иван Новиков

Образовательная программа «Художественные резиденции и творческая мобильность: инструкция по применению»
Вместе с экспертами Ассоциации арт-резиденций России Женей Чайкой, Адель Ким и Кристиной Горлановой мы попытались разобраться в вариативности форматов современных художественных резиденций в России и зарубежом, узнать о способах поиска наиболее подходящей конкретному художнику резиденции, советах по заполнению заявок, изменению формата резиденций и механизмов творческой мобильности из-за пандемии и как художники из Якутии могут пользоваться международной и российской сетью художественных резиденций для профессионального роста.
Сегодня функции «арт-резиденций» постоянно расширяются и выходят далеко за рамки традиционного культурного обмена и совершенствования профессиональных навыков.
Формирование новых культурных и общественных ценностей в России после 1991 г. сыграло важную роль в развитии отечественных арт-резиденций. Учреждения культуры добились большей независимости, значительно увеличилась мобильность специалистов, были созданы необходимые условия для стабильного международного обмена.
Современная Россия до сих пор остается «экзотическим» направлением для многих специалистов, поэтому возможность работать здесь в рамках арт-резиденции привлекает огромное внимание международного профессионального сообщества. В контексте актуальной политической ситуации арт-резиденции являются эффективным инструментом сотрудничества в сфере культуры и искусств и играют важную роль в поддержании мирового культурного баланса.

Сегодня участие в арт-резиденциях является неотъемлемой частью практики современных художников, кураторов, исследователей по всему миру, и этот формат работы популярен как никогда. Главные задачи современной художественной резиденции — стимулирование профессионального обмена и процессов творческой мобильности, предоставить художникам возможность найти вдохновение и новый материал для художественного исследования, установить новые профессиональные связи, обдумать новые произведения и совместные проекты с международными коллегами и единомышленниками. Арт-резиденции — это способ поддержки художников, писателей, кураторов и других профессионалов в области культуры, который обеспечивает им время, пространство, ресурсы и возможности для плодотворной работы, зачастую вне привычного окружения. Резиденции могут создавать условия как для уединения и сосредоточения, так и для изучения местной культурной, исторической, географической, социальной специфики, коммуникации и сотрудничества с другими художниками, исследователями и профессионалами других сфер, взаимодействия с местной публикой и др. Во многих случаях участники арт-резиденций выстраивают связи между городами, странами и культурами, а сами арт-резиденции позволяют им углубить и расширить собственную практику. Недавние исследования показали, что резиденции полезны не только художникам и профессионалам искусства, но также и городам, в которых резиденции находятся: они оживляют и облагораживают спальные районы и заброшенные заводские территории, улучшают имидж депрессивных районов, формируя новые достопримечательности, и способствуют широкому культурному обмену.

Вместе с экспертами Ассоциации арт-резиденций России Женей Чайкой, Адель Ким и Кристиной Горлановой в серии онлайн-лекций и практических занятий мы попытались разобраться в вариативности форматов современных художественных резиденций в России и зарубежом, а также узнали о способах поиска наиболее подходящей конкретному художнику резиденции, советах по заполнению заявок, изменению формата резиденций и механизмов творческой мобильности из-за пандемии и как художники из Якутии могут пользоваться международной и российской сетью художественных резиденций для профессионального роста.

Ассоциация арт-резиденций России — это профессиональное объединение, основная задача которого — обеспечивать сотрудничество и обмен опытом среди представителей резиденциальных программ. Проект Ассоциации реализуется Музеем истории Екатеринбурга — победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина в 2019 году.

19 октября, 13.00 Мск / 15.00 Екб / 19.00 Якт

Теория: что такое резиденции и какими они бывают

Лектор: Женя Чайка

Встреча прошла в формате беседы. Ориентируясь на интуиции слушателей о том, что такое резиденции, Женя Чайка постаралась выявить закономерности существования формата, определить его границы и основные принципы работы, особенно подчеркнуть разнообразие резиденциальных форматов и гибкость этого режима поддержки художественного процесса. В заключение вместе с аудиторией лектор сформулировали, что такое идеальная резиденция для участников разговора.

Женя Чайка — менеджер проектов в сфере культуры, куратор в области современного искусства, исследователь, автор текстов. Изучает философию, эстетику, теорию и историю выставок, письмо на русском и некоторых европейских языках. Инициирует образовательные проекты альтернативных форматов, направленные на создание продуктивной коммуникационной среды между художниками (в широком смысле) и критиками. С 2012 по 2018 год — куратор программы Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале. В 2017-2018 годах — художественный руководитель Уральского филиала Государственного центра современного искусства. Четырежды номинирована на государственную премию в области современного искусства «Инновация», в 2018 году в составе команды 4-й Уральской индустриальной биеннале стала лауреатом премии. Куратор арт-резиденции «Шишимская горка» (shishimair.ru), коммуникационно-издательского проекта Арт-платформа (например, uralartplatform.ru, номинация на «Инновацию 2021»).

26 октября, 13.00 Мск / 19.00 Якт

Практика: где искать резиденции и как заполнять заявки

Лектор: Адель Ким

В мире не менее полутора тысяч арт-резиденций, а в России — около 30 постоянно действующих программ. При этом регулярно появляется информация об открытии новых резиденциальных институций и проектов. В таком объеме информации художнику непросто ориентироваться. Как подступиться к поиску подходящей для себя арт-резиденции? Где получить актуальную и проверенную информацию о наборах заявок? Что важно при подаче заявки? На лекции обсуждалось разнообразие мотиваций к участию в резиденциях, критерии выбора подходящих программ и рекомендации к заполнению форм и подготовке документов.

Адель Ким (1987) куратор, менеджер, исследователь. Магистр искусств Manchester University и МВШСЭН по специальности «Менеджмент в сфере культуры» (2020), Hongik University по специальности «Теория искусства» (Сеул, 2018). Соорганизатор Ассоциации арт-резиденций России, редактор портала AiR of Russia. Участник проекта «Reside / Sustain: Арт-резиденции и устойчивое развитие в Финляндии и России». Ранее - менеджер арт-резиденции «Заря» (Владивосток, 2016-2018), стажер MMCA Residency Goyang (Сеул, 2014). Лауреат премии «Инновация» в номинации «Региональный проект» (выставка IN RESIDENCE. Из коллекции ЦСИ «Заря», 2020, совместно с А. Багдонайте и А. Василенко).

2 ноября, 13.00 Мск / 19.00 Якт

Теория: Феномен творческой мобильности и зачем ездить в резиденции

Лектор: Кристина Горланова

На своей лекции Кристина Горланова рассказала, как художнику понять, что ему нужно в резиденцию, что можно сделать до приезда в резиденцию, чтобы пребывание в арт-резиденции было максимально комфортным и полезным, а также поделилась секретами, что происходит после заполнения и отправки заявки: на что обращает внимание институция; что следует делать когда вы получили ответ от программы арт-резиденций; какие шаги предпринять перед поездкой. В качестве примеров Кристина рассказала, с какими проблемами сталкивались резиденты Фотографического музея «Дом Метенкова» и как разные ситуации влияли на работу художников в резиденции.

Кристина Горланова — куратор и художница, заведующий Уральским филиалом Пушкинского музея (ГЦСИ в Екатеринбурге). Кристина руководила фотографическим музеем «Дом Метенкова» (с 2015 по 2020), была основателем и куратором программы арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга», программы для художников, работающих с фотографией. Куратор программы арт-резиденций 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Сооснователь Ассоциации Арт-резиденций России (с 2018 года). Получила диплом по специальности «Менеджмент организации: управление проектами» в УГТУ-УПИ в 2008 году и степень бакалавра искусств в области фотографии в Лондонском университете искусств в 2013 году. Кристина продолжает свою практику в качестве художника, в настоящее время живет и работает в Екатеринбурге.